* Информация о товарах и ценах представленных на сайте не является публичной офертой
Тест Гилфорда. Диагностика уровня развития социального интеллекта (кабинетный вариант)
Методика представляет собой батарею стандартизированных тестов, направленных на диагностику различных аспектов одного из наиболее интересных психических феноменов – социального интеллекта. Социальный интеллект - это способность понимать и прогнозировать поведение людей в разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.
- Обработка результатов - ручная, компьютерная
- Категория методики - Когнитивный тест
- Возрастной диапазон - с 9 лет
- Время тестирования - 35-40 минут
- Форма проведения - Индивидуальная, групповая
- Направление - интеллектуальные и творческие способности
- Тестирование - бланковое
Комплектация:
- Методическое руководство «Тест Гилфорда. Диагностика социального интеллекта», Е.С. Михайлова
- 4 альбома со стимульными материалами
- Бланки ответов
- Ключ для ручной обработки результатов
- Секундомер
- Флеш-накопитель с программой обработки и хранения результатов
- Сертификат качества
- Гарантийная карта
- Фирменная ручка
- Коробка-футляр с магнитным клапаном
Назначение и сфера возможного использования методики
Согласно концепции Джоя Пола Гилфорда, социальный интеллект - это система интеллектуальных способностей, независимая от факторов общего интеллекта. Значение данной стороны психики с особой наглядностью обнаруживается на многочисленных примерах, когда люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира (имеющие высокий предметно-ориентированный интеллект), оказываются беспомощными в области межличностных отношений.
Методика исследования социального интеллекта вносит заметный вклад в преодоление существующей диспропорции между большим количеством традиционных тестов интеллекта и недостатком методик для диагностики способностей к межличностному познанию. Тест является стандартизированным измерительным инструментом, имеет четкий алгоритм проведения и интерпретации и поэтому весьма прост в применении. Он по праву считается одним из лучших в мировой психодиагностической практике и может быть эффективно использован при решении широкого круга прикладных задач.
Методика находит применение:
- в менеджменте: для отбора персонала, способного эффективно работать с клиентами, для прогноза успешности адаптации на рабочем месте;
- в педагогике: для прогноза успешности педагогической деятельности, диагностика возможных причин школьной дезадаптации;
- в области профессионального подбора и повышения квалификации: для выявления компетентности специалистов помогающих профессий и людей, деятельность которых предполагает большое количество межличностных контактов;
- в силовых структурах: для осуществления отбора командного состава, подбора эффективных следственных работников;
- в профориентации — помощь в выборе профессии, прогноз успешности деятельности в выбранной сфере;
- в тренинге специалистов: в качестве дидактического материала на практических занятиях в группах.
Методика исследования социального интеллекта занимает промежуточное место между тестами общего интеллекта и тестами личности.
Российская адаптация теста Гилфорда-О'Салливен была проведена Е.С. Михайловой (Алешиной).
Содержание теста и особенности работы с методикой
Методика исследования социального интеллекта включает 4 субтеста:
- «Истории с завершением»: измеряет фактор познания результатов поведения, то есть способность понимать связь между поведением и его последствиями, способность предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского), предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации.
- «Группы экспрессии»: измеряет фактор познания классов поведения, а именно способность к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека. То есть, способность оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям: мимике, позам, жестам.
- «Вербальная экспрессия»: измеряет фактор познания преобразований поведения, а именно, способность понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации. То есть, степень чувствительности к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, понимания того, что люди говорят друг другу (речевой экспрессии) в контексте определенной ситуации, определенных взаимоотношений.
- «Истории с дополнением»: измеряет фактор познания систем поведения, то есть способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значения поведения людей в этих ситуациях. Успешное выполнение субтеста предполагает способность адекватно отражать цели, намерения, потребности и внутренние мотивы участников коммуникации, предсказывать последствия их поведения.
Стимульный материал представляет собой набор из четырех тестовых тетрадей. Каждый субтест содержит 12-15 заданий. Время проведения субтестов ограничено. Тестирование проводится в бланковом формате при помощи специальных ключей, полученные результаты можно обработать с помощью компьютерной программы, входящей в состав методики. Перевод «сырых» оценок в стандартную шкалу дает возможность сравнивать степень выраженности отдельных способностей к познанию поведения (социального интеллекта) у конкретного испытуемого (индивидуальная диагностика с построением профиля социального интеллекта), а также сравнивать уровень развития способностей к познанию поведения у разных людей (интериндивидуальная дифференциальная диагностика). Компьютерная программа содержит краткую тестовую интерпретацию результатов. Необходимо помнить, что успешность выполнения теста положительно коррелирует со скоростью мышления, образовательным уровнем обследуемого и не зависит от его пола.
К несомненным достоинствам методики относятся:
- Оперативность, легкость и экономичность процедуры проведения.
- Качественный, вызывающий интерес обследуемых стимульный материал, допускающий также дидактическое использование на семинарах и практических занятиях по психологии общения, при проведении групп социально-психологического тренинга.
- Наличие стандартных нормативов.
- Высокие психометрические характеристики (надежность, валидность).
- Широкая сфера применения.
- Возможность использования в широком возрастном диапазоне, начиная с 9 лет.