Тест позволяет оценить интеллектуальный потенциал человека независимо от имеющегося уровня образования. Показатели теста отражают уровень развития практического, наглядно-действенного мышления и невербального интеллекта. Кубики Коса могут эффективно использоваться как в качестве самостоятельного инструмента, так и в составе различных батарей для исследования структуры интеллектуальных способностей.
Назначение и сфера возможного использования методики
Первоначальный вариант теста был разработан профессором психологии штата Орегон С. К. Косом в 1927 году под названием «The Block Design Tests» (Тесты узоров из кубиков). Наиболее широкую известность тест «Кубики Коса» получил после включения его в 1939 году американским психологом Дэвидом Векслером в батарею субтестов для измерения интеллекта. Векслер упростил оригинальный вариант теста, сократив количество кубиков до девяти, цветов – до двух, а карточек с узорами – до десяти. До настоящего времени данная модификация теста успешно применяется во всех вариантах методики измерения интеллекта Д. Векслера.
Тест «Кубики Коса» благодаря сложной комплексной природе заданий оказался наиболее информативным при изучении невербального интеллекта в целом и стал рассматриваться как самостоятельное средство для его измерения. Функционирование невербального интеллекта связано с особенностями восприятия, моторики, зрительно-моторной координации, спецификой пространственных представлений, конструктивных и эвристических способностей. «Кубики Коса», требующие проявления комплекса перечисленных качеств, оказались высокочувствительными к выявлению невербальной одаренности.
Тест широко используется в профориентации и профотборе для оценки способностей к ручной практической деятельности и интеллектуальных предпосылок технических способностей, в образовании для выявления интеллектуальных возможностей обучения, в медицине для диагностики ряда нейропсихологических и психопатологических симптомов.
Содержание теста и особенности работы с методикой
Тест «Кубики Коса» предполагает только индивидуальное тестирование. Для его проведения используются следующие материалы (входящие в состав комплектации методики):
-
Набор из 9-ти одинаковых кубиков, стороны которых окрашены в белый и красный цвета. Две стороны кубика – белые, две другие – красные, и оставшиеся две – красно-белые по диагонали. Длина ребра кубика составляет 25 мм;
-
10 карточек с изображением фигур (существуют детский и взрослый наборы), которые испытуемый должен воспроизвести путем подбора и соединения соответствующих кубиков;
-
Бланк фиксации результатов.
В процессе тестирования испытуемого предлагается собрать из имеющихся кубиков фигуру, изображенную на карточке. Время работы над каждой фигурой ограничено. Результат работы заносится в бланк фиксации результатов. Результатов тестирования зависит от скорости и точности выполнения задания. Сырые баллы переводятся в стандартную 10-балльную шкалу (шкалу стэнов). С помощью специальных таблиц сырые баллы можно также перевести в интегральный показатель, отражающий уровень развития невербального интеллекта. Кроме того, наблюдение за поведением испытуемого в процессе тестирования позволяет получить дополнительную информацию о качественном своеобразии его мыслительных процессов, особенностях эмоционального реагирования и чертах характера, некоторых психопатологических симптомах.
Тест имеет детскую и взрослую формы и позволяет работать с людьми в возрасте от 5 до 75 лет, адаптирован на отечественной выборке. Методическое руководство содержит подробные инструкции по применению теста и нормативные шкалы для оценки результатов тестирования в указанном возра
Комплектация методики
- Методическое руководство «Тест «Кубики Коса». Диагностика невербального интеллекта», Надуваев А. А.
- 9 кубиков
- 10 карточек с заданиями для взрослых
- 10 карточек с заданиями для детей
- Бланки фиксации результатов для взрослых
- Бланки фиксации результатов для детей
- Флэш-накопитель с бланками фиксации результатов и информационными материалами
- Сертификат качества
- Фирменная ручка
- Коробка-футляр с магнитным клапаном