Назначение и сфера возможного использования методики
«Культурно-независимый тест интеллекта» опирается на концепцию интеллекта Раймонда Кеттелла, получившую достаточно широкое распространение в англоязычных странах. По мнению автора, общий фактор интеллекта имеет психологический смысл, если опираться на двухфакторную модель: «общий флюидный фактор» (или «свободный» интеллект) и «общий кристаллический фактор» (или «связанный» интеллект):
- «Свободный интеллект» формируется преимущественно под влиянием биологических факторов, на базе индивидуальной архитектоники коры больший полушарий мозга. В этом смысле индивидуальное развитие уже на ранних возрастных этапах сопровождается развитием единой общей интеллектуальной способности. Она не связана с усвоением каких-либо специфических знаний, навыков, умений или развитием какой-либо отдельной психической функции (сенсорной, моторной и т.п.). «Флюидные» способности опираются на понимание основных видов логических взаимосвязей, на ведущие операции мышления: часть-целое, понимание сходства, причинных связей, индукцию, дедукцию, пространственные отношения. «Флюидный (свободный) интеллект определяет способность выделять взаимосвязи между объектами, которые индивид способен воспринимать и которыми способен манипулировать. Исследования психологов показывают, что в результате травм мозга и в процессе биологического старения «свободный интеллект» страдает в первую очередь при большей стабильности «связанного интеллекта», который может оставаться сохранным до глубокой старости.
- «Связанный интеллект» является продуктом усвоения разнообразных видов перцептивных и моторных умений и развивается на базе «свободного интеллекта» в процессе игровой, учебной и профессиональной деятельности, в процессе воспитания и общения, усвоения культурных ценностей. Его развитие обусловлено и спецификой образования, и некоторыми личностными особенностями (интересами, ценностными ориентациями, мотивацией, особенностями индивидуального развития памяти, внимания и т.д.). С этой точки зрения «связанный интеллект» близок к концепции Векслера и измеряется с помощью традиционных тестовых методик.
Интеллектуальный тест Кеттелла измеряет именно «свободный интеллект» на основе перцептивных заданий, в которых интеллект проявляется через особенности восприятия.
Методика может использоваться в образовательных учреждениях различных уровней и специфики, кадровых психологических службах, центрах занятости населения, так как является наиболее подходящим инструментом для:
- оценки интеллекта при приеме на работу;
- в профессиональной ориентации, для составления прогноза успешности профессиональной переквалификации;
- выбора уровня образования, оценки интеллектуального развития и выявления причин неуспеваемости учащихся.
Содержание теста и особенности работы с методикой
Авторы модификации интеллектуального теста Кеттелла А. Ф. Денисов и Е. Д. Дорофеев использовали шкалу GFT2, основанную на двухфакторной модели интеллекта и предназначенную для диагностики «нормальной» выборки лиц в возрасте от 8 до 60 лет. Возможно групповое проведение. Тестирование состоит из двух частей (различных по степени сложности), каждая из которых содержит по четыре субтеста:
- «Дополнение»: распознавание и продолжение закономерных изменений в рядах фигур (последовательные изменения пространственного расположения, размера, количества и т.д.).
- «Классификация»: определение общих черт, особенностей фигур по признакам (форма, окраска, количество, пространственное отношение между элементами фигур).
- «Матрица»: дополнения к комплектам фигур. Специфика этого субтеста в комплексном анализе признаков (анализ матрицы по вертикали, горизонтали и диагонали). Признаки, которые лежат в основе построения заданий – это пространственное расположение, форма, размер, количество, окраска и комбинации данных признаков.
- «Топология»: перестановка фигур, первоначально расположенных в определенном порядке (требуется отметить точкой один из данных на выбор рисунков с соблюдением условий, заданных по образцу, фигуре-эталону).
Время решения каждого субтеста ограничено в пределах 3-4 минут.
Тестирование проводится в бланковой форме. Ответные бланки с результатами испытуемого обрабатываются с помощью удобных специальных ключей. Итоговой оценкой теста является коэффициент интеллекта (IQ), представляющий собой суммарный показатель интеллектуального развития испытуемого. Существенным дополнением в представленном тесте является шкала процентилей, которая отражает процентную долю индивидов из выборки стандартизации, результаты которых ниже показателя IQ данного испытуемого. Динамика результатов от первой ко второй части теста дает представление о перспективах обучаемости испытуемого. Заключение по результатам тестирования должен делать специалист-психолог. В методическом руководстве подробно описаны процедура тестирования, обработка и интерпретация результатов, приведены возрастные нормативы от 8 до 60 лет.
Комплектация методики:
- Методическое руководство "Интеллектуальный тест Кеттелла. Диагностика культурно-независимого интеллекта", А.Ф. Дорофеев
- Тестовые тетради формы A, В
- Бланки ответов
- Ключи формы A, В
- Флеш-накопитель с информационными материалами
- Сертификат качества
- Фирменная ручка
- Коробка-футляр с магнитным клапаном