* Информация о товарах и ценах представленных на сайте не является публичной офертой
Арт-терапевтическая методика «Позитивная куклотерапия»
Комплектация
- Методическое руководство
- Фото-инструкции по изготовлению народной куклы (5 шт)
- Базовый набор кукол (5 структурных архетипов):
Кукла ДоляКукла ВоляКукла ЛадаКукла РодКукла «Волшебный помощник»
- Фирменная ручка
- Сертификат качества
- Гарантийная карта
- Коробка-футляр
Дополнительная информация
Обработка результатов | ручная |
Форма проведения | индивидуальная |
Возрастной диапазон | 5+ |
Категория методики | психокоррекционная |
Время тестирования | неограниченно |
Методика направлена на восстановление женской целостности, гармонизацию внутреннего мира, разрешение актуальных конфликтов. Народная кукла несет в себе мощный ресурс, связанный с традиционными обрядовыми практиками, естественно поддерживающими человека традиционного общества в переходные и критические периоды жизни.
Назначение и сфера возможного использования методики
Кукла – универсальный предмет в культуре любого народа, обладающий множеством различного рода функций, от детской игрушки до заменителя человека в ритуалах народной медицины, олицетворения духов предков, воплощения демонологических персонажей. Сегодня интерес к традиционной кукле обусловлен общим интересом к традиционной культуре, а кукла выступает микрокосмом, наглядной моделью этой культуры. Кукла задействована в игре и в обряде, кукла – явление народной педагогики, в ней комплекс представления о социуме – социальных ролях, семейных и родственных коллективах и функциях. В начале 21 века тема привнесения архаичных ритуальных традиций в современную психотерапию становится все более востребованной.
Методика «Позитивная куклотерапия» разработана для взрослых женщин, у которых на диагностическом этапе психотерапии выявляется базовый конфликт в сфере Я:
- отвержение или чрезмерная идеализация Я-женского;
- неумение выстраивать гармоничные Ты-отношения;
- проблемы в семейной или профессиональной жизни.
Описанный в методическом руководстве опыт привлечения народной куклы в психотерапевтический процесс можно эффективно использовать для работы с детьми и подростками, при решении проблем в сфере детско-родительских отношений, в поддерживающей работе с кризисными состояниями, травмами и другими психологическими проблемами.
Авторы методики:
- Владимир Юрьевич Слабинский – врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, автор метода позитивной динамической психотерапии, ректор АНО ДПО «Петербургская школа психотерапии и психологии отношений», президент Международной ассоциации «Позитивная динамическая психотерапия», доцент СПбГУ, преподаватель Института практической психологии , преподаватель ФГБУ НМИЦ ПН им. В. М. Бехтерева, председатель научной комиссии «Экология человека и психология безопасности» Русского географического общества и секции «Психотерапия и психология отношений» Профессиональной медицинской психотерапевтической ассоциации, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги.
- Надежда Михайловна Воищева – кандидат психологических наук; мастер-тренер и супервизор в методе позитивной динамической психотерапии В.Ю. Слабинского, проректор по научной работе и стратегическому развитию АНО ДПО «Петербургская школа психотерапии и психологии отношений», преподаватель Института практической психологии ; руководитель издательства «Невский Архетип», выпускающего серию книг «Классики психотерапии и психологии»; вице-президент, руководитель Центрального отделения и председатель этического комитета Международной ассоциации «Позитивная динамическая психотерапия», секретарь научной комиссии «Экология человека и психология безопасности» Русского географического общества и секции «Психотерапия и психология отношений» Профессиональной медицинской психотерапевтической ассоциации, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги; а также писатель, поэт, художник.
Содержание теста и особенности работы с методикой
Суть методики заключается в изготовлении нескольких видов народных кукол и взаимодействиях с ними, в зависимости от поставленных психологических задач. Центральное место уделяется методике последовательной активации пяти структурных архетипов в процессе изготовления народной куклы по аутентичной технологии:
- Архетип «Доля», главная функция которого – отождествление, то есть умение следовать правилам определенной социальной группы (семья, род, религиозная община, профессиональное сообщество и т.п.). В сказках Доля – это хорошая девочка, которая получает награду за свое послушание и смирение.
- Архетип «Воля», основная функция которого – разотождествление, то есть умение жить собственным умом, умение выходить за рамки предписаний и инструкций. Эта кукла символизирует собой непростые и переходные периоды в жизни человека, принятие решений, кризисы и адаптацию к быстро меняющимся условиям жизни.
- Архетип «Лада», основная функция которого – гармонизация, то есть умение непротиворечиво сочетать разнородные и даже противоположные элементы. С помощью этой куклы есть возможность работы с проблемами и страхами, связанными с семейной жизнью, деторождением, естественным ограничением личного пространства семейными обязанностями.
- Архетип «Род», основная функция которого – дополнение, воссоздание структуры. Род – это представление женщины об идеальном мужчине. Дополнение – это способность быть комплементарным своей паре.
- Архетип «Волшебный помощник», основная функция которого – приносить удачу. Удачливость – это способность эффективно управлять своим временем, способность вовремя попадать в нужное место и использовать те шансы, которые предоставляет жизнь.
Некоторые направления работы с куклами-архетипами:
- В качестве психодиагностической техники в форме предъявления базового комплекта кукол клиенту для ранжирования их по степени субъективной симпатии. Это позволяет определить тот структурный архетип, который преобладает на данный момент или же отвергается.
- Непосредственное изготовление кукол: психотерапия базового конфликта, диагностика проблемных зон, первичная коррекция негативных чувств и воспоминаний, проработка страхов.
- Рассказ от лица куклы: более глубокая идентификация со структурным архетипом, погружение в психотерапевтический процесс.
- Поведенческий тренинг: расширение поведенческого репертуара, проба новых для клиента моделей поведения.
- Работа по улучшению куклы: возможность работы над улучшением личностных характеристик.
Подробное раскрытие структурных архетипов и специфика работы с каждым из них, а также еще большое количество техник работы содержатся в методическом руководстве. Также раскрываются особенности работы с детьми (с ограниченным набором кукол), приводятся отдельные идеи и техники (например, терапевтический кукольный театр). Авторы дополняют арт-терапевтические техники элементами традиционной культуры, воссозданными на большом количестве этнографических данных, что расширяет возможности терапевтического процесса и наполняет его новым символическим смыслом.